Профессиональные справочные системы для специалистов
23.03.2020
Правительством РФ подготовлен законопроект об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций

     На рассмотрение Госдумы 17 марта 2020 года поступил проект Федерального закона N 922869-7 "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".
     
     Как указано в Пояснительной записке, основной идеей разработки проекта является создание правовых условий для ускоренного появления и внедрения новых продуктов и услуг в сферах применения цифровых инноваций (с использованием таких цифровых технологий, как искусственный интеллект, распределенный реестр, нейротехнологии, квантовые технологии и прочих).
     
     Целями правового регулирования являются:
     
     - придание гибкости механизму правового регулирования путем наделения Правительства РФ правом на устранение правовых требований, препятствующих появлению и внедрению цифровых инноваций;
     
     - введение механизма апробирования нового нормативного правового регулирования.
     
     Круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта:
     
     - ЮЛ, ИП, осуществляющие деятельность в рамках экспериментальных правовых режимов, а также лица, вступившие с ними в правоотношения в рамках этих режимов;
     
     - государственные органы, органы местного самоуправления, которые могут выступать как сторона, участвующая в установлении экспериментального правового режима, так и участник, осуществляющий деятельность в рамках экспериментального правового режима;
     
     - организация (организации) предпринимательского сообщества.
     
     Правительство РФ устанавливает экспериментальный правовой режим на основании позиций трех сторон (ни одна из них не обладает правом вето при внесении предложения об установлении экспериментального правового режима), разногласия между которыми предлагается рассматривать координационному органу, определяемому Правительством РФ:
     
     - регулирующие органы (федеральные органы исполнительной власти), которые оценивают экспериментальный правовой режим на предмет рисков охраняемых законом ценностей;
     
     - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области экспериментальных правовых режимов, который обеспечивает координацию реализации и мониторинг экспериментального правового режима;
     
     - организации предпринимательского сообщества, которые формируют позицию предпринимательского сообщества в отношении экспериментального правового режима.
    

     В России на данный момент отсутствует общий механизм установления экспериментальных правовых режимов. В отсутствие такого механизма складывается разнообразная практика проведения правовых экспериментов.
      
     Порядок проведения некоторых правовых экспериментов определяется федеральными законами (например, Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)"). Есть случаи регулирования экспериментов актами Правительства РФ (например, постановление от 25.06.2019 N 807 "О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления").
     
     В свою очередь Банк России для проведения соответствующих экспериментов создал регулятивную "песочницу", в которой осуществляется лишь моделирование процессов применения инновационных финансовых услуг, продуктов и технологий для проверки гипотез о положительных эффектах от их внедрения без привлечения реальных клиентов. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев при подготовке к соответствующим экспериментам и мониторинге их реализации нормативно не закреплены возможности экспертного и общественного контроля (для решения этой проблемы законопроектом предпринимательского сообщества). Также в законодательстве не определен федеральный орган исполнительной власти, ответственный за координацию экспериментов, что создаёт трудности как в управлении ими, так и в мониторинге их проведения и последующей оценке результатов.
     
     В Договоре о Евразийском экономическом союзе и иных международных договорах Российской Федерации на данный момент отсутствует регулирование экспериментальных правовых режимов. Однако на основании распоряжения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 сентября 2018 г. N 146 Евразийской экономической комиссией разработан проект концепции применения специальных режимов ("регулятивных песочниц") в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС, в соответствии с которым планируется подписание международного договора о применении специальных режимов в ЕАЭС.
 
     Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
     

     С учетом необходимости обеспечения подготовки договорной, технической и организационной базы, предлагается предусмотреть отсрочку вступления в силу положений законопроекта на срок 180 дней со дня официального опубликования закона.