Профессиональные справочные системы для специалистов
02.06.2021
Национальные стандарты для беспилотной техники

     Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) утвержден комплекс национальных стандартов в сфере беспилотных авиационных систем:

     ГОСТ Р 59517-2021 Беспилотные авиационные системы. Классификация и категоризация;
     
     ГОСТ Р 59518-2021 Беспилотные авиационные системы. Порядок разработки;
     
     ГОСТ Р 59519-2021 Беспилотные авиационные системы. Компоненты беспилотных авиационных систем. Спецификация и общие технические требования;
     
     ГОСТ Р 59520-2021 Беспилотные авиационные системы. Функциональные свойства станции внешнего пилота.

     В условиях стремительного развития широкого применения беспилотной авиации гражданского назначения в России и во всем мире важнейшей задачей является создание актуальной законодательной и нормативной базы в части создания беспилотных воздушных судов и их интеграции в единое воздушное пространство Российской Федерации. Новые стандарты разработаны для установления порядка и объема работ при создании беспилотных авиационных систем гражданского назначения, обеспечивающих не только безопасность, но и рентабельность их применения.

     По словам председателя Наблюдательного совета, научного руководителя ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е.Жуковского"", академика РАН Бориса Алешина "Система стандартов необходима для того, чтобы прописать беспилотные летательные аппараты в гражданскую сферу и обеспечить серийный выпуск беспилотников, а серийность - это главное и для производителя, и для заказчика".

     Традиционно в гражданской авиации регулирование процедур создания и эксплуатации авиационной техники было направлено на обеспечение безопасности летного экипажа и пассажиров. В беспилотной авиационной системе часть основных функций по управлению полетом и полезной нагрузкой перекладывается на бортовую систему управления. Необходимо обеспечить автоматическое выполнение всех режимов полета беспилотного воздушного судна под непрерывным контролем внешнего экипажа. Главная цель обеспечения безопасности полетов беспилотной авиации - исключить причинение вреда людям на земле и на борту других воздушных судов при возникновении нештатных и аварийных ситуаций при использовании беспилотных воздушных судов.

     Положения новых стандартов устанавливают основные функциональные свойства станции внешнего пилота, являющейся одной из ключевых особенностей беспилотной авиации, и содержат спецификацию и общие технические требования к минимальному составу компонентов беспилотных авиационных систем, а также определяют категоризацию беспилотных авиационных систем на основании обеспечения минимизации рисков с учетом классификации массово-габаритных характеристик беспилотных воздушных судов и типов выполняемых полетов, предписываемых рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации (ИКАО) с учетом Правил аэронавигационного обслуживания Российской Федерации.

     По словам генерального директора Союза авиапроизводителей Евгения Горбунова, "разработка стандартов осуществлялась с учетом гармонизации с общепринятыми международными стандартами, правилами и требованиями на разработку, производство, ремонт, испытания и послепродажное обслуживание авиационной техники. Их применение будет способствовать дальнейшему формированию актуальной нормативно-технической базы, обеспечивающей регулирование в сфере гражданских беспилотных авиационных систем, включая вопросы, связанные с сертификацией авиационной техники, а также организаций разработчиков, изготовителей и эксплуатантов беспилотных авиационных систем".

     Стандарты разработаны ФГУП "ЦАГИ" и ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е.Жуковского"" в рамках технического комитета по стандартизации N 323 "Авиационная техника" и вступают в силу 1 июля 2021 года.


     Источник:
     https://www.rst.gov.ru/